Music manuscripts

Раздел 1. Нотные автографы Д. Шостаковича

Раздел 2. Нотные автографы (и копии) других лиц.

Раздел 1. Нотные автографы Д. Шостаковича

Основу главного фонда Архива — ф. 1, р. 1 «Нотные автографы Д. Шостаковича» — составило собрание авторских нотных рукописей, хранившихся в личном архиве композитора в его московской квартире. Впоследствии собрание несколько пополнилось. Некоторые нотные автографы были приобретены на аукционах или у частных лиц (таковы, например, инструментовка польки И. Штрауса «Поезд удовольствий», хоровая обработка «Двух русских народных песен», Соната для виолончели и ф-п. ор. 40, партитура оперы «Нос»), некоторые поступили в Архив в виде дара (например, клавир кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» — от  А. М. Вавилиной- Мравинской, и партитура киномузыки «Овод» — от Ю. А. Прокофьева).
В настоящее время в фонде хранится свыше 300 нотных автографов Шостаковича, в полной мере отражающих жанровое богатство его музыкального наследия в разные периоды творчества, с 1918 по 1975 год. Среди них материалы симфоний (эскизы, клавиры, партитуры и корректуры), преимущественно Третьей и последних пяти; рукописи (от наброска до корректуры готовой партитуры), связанные с его квартетным творчеством, с инструментальными сонатами  (для виолончели и ф-п.,  для скрипки и ф-п., для альта и ф-п.), Концертами, операми «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» (включая 2-ю редакцию «Катерина Измайлова»), «Игроки», «Черный монах».
В фонде обильно представлена киномузыка Шостаковича, его фортепианные сочинения, вокальные песни и циклы, хоровая музыка (в том числе кантаты), сочинения для оркестра. Наряду с оригинальными произведениями хранятся и его обработки симфоний И. Стравинского и А. Онеггера, «Песни о блохе» Бетховена, инструментовки оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского, оперы «Скрипка Ротшильда» В. Флейшмана и др.
Отдельную группу образуют первые композиторские опыты Шостаковича доконсерваторского периода и ранние ученические работы годов обучения, от заданий по гармонизации cantus firmus’а и полифонии строгого стиля до первых «опусных» сочинений.
К данному моменту бóльшая часть хранившихся в Архиве безымянных нотных материалов уже атрибутирована. Среди них Симфонический фрагмент 1945 года, эскиз к опере «Черный монах», множество эскизов к камерно-инструментальным и симфоническим сочинениям, киномузыке и др. Однако среди автографов все еще имеются наброски, эскизы и записи неустановленного назначения.
Дигонская О.Г.

Раздел 2. Нотные автографы (и копии) других лиц.

Все материалы, составляющие данный раздел можно разделить на три группы.
Бóльшую часть представляют обработки, переложения и аранжировки сочинений Д. Д. Шостаковича, выполненные разными авторами. Среди них — обработки струнных квартетов и сонат для различных составов (А. Бендицкий, А. Чайковский, М. Цинман, В. Мнацаканов, В. Мендельсон),  переложения оркестровых произведений для фортепиано в 2 и 4 руки и для других инструментов  (К. Эйгес, А. Бендицкий, Т. Сергеева, Т. Докшицер, Ю. Тканов), инструментовки для камерных ансамблей фортепианных сочинений (Г. Корчмар, Г. Белов, Е. Стихин, Д. Монигетти), оркестровки вокальных произведений (Б. Тищенко, Дж. Мак-Бёрни), завершение неоконченных сочинений Шостаковича (К. Мейер, В. Биберган, Р. Леденев) и др.
Вторую, не менее обширную группу, составляют оригинальные произведения авторов, многие из которых были посвящены Дмитрию Дмитриевичу. Это, в основном, сочинения учеников и почитателей Шостаковича, подаренные композитору или переданные в Архив, в том числе — Б. Тищенко; Э. Денисова, Р. Щедрина, Г. Свиридова, Р. Бунина, Г. Белова, А. Мурова, М. Вайнберга, К. Смирнова, Д. Гаджиева, Р. Стивенсона, В. Николовски  и других.
В небольшую третью группу входят автографы неустановленных лиц, а также сочинения других композиторов.
Карачевская М. А.

 

 



РУС
ENG